## Трансмиссия автомобиля ЗИС-6
**ЗИС-6** был советским грузовым автомобилем, выпускавшимся с 1933 по 1957 год. Он был одной из самых распространенных грузовых моделей в СССР, широко использовавшейся в военных и гражданских целях.
Трансмиссия ЗИС-6 состояла из следующих основных компонентов:
### Сцепление
Сцепление автомобиля ЗИС-6 было однодисковым, сухого типа. Оно состояло из следующих элементов:
* Ведущий диск, установленный на маховике двигателя;
* Ведомый диск, установленный на первичном валу коробки передач;
* Нажимной диск, приводимый в действие выжимным подшипником;
* Нажимные пружины, обеспечивающие прижим ведомого диска к ведущему;
* Выжимной подшипник, приводимый в действие педалью сцепления.
### Коробка передач
Коробка передач ЗИС-6 была механической, трехходовой, с четырьмя передачами переднего хода и одной передачей заднего хода. Располагалась она позади двигателя, соединяясь с ним карданным валом.
Передачи переключались с помощью рычага, расположенного на полу кабины. Механизм переключения состоял из кулисы, вилок, синхронизаторов (на третьей и четвертой передачах) и шестерен.
### Карданный вал
Карданный вал ЗИС-6 передавал крутящий момент от коробки передач к ведущим колесам. Он состоял из двух трубчатых валов, соединенных между собой шарнирами. Шарниры имели шлицевое соединение, что позволяло валу изменять свою длину.
### Главный редуктор
Главный редуктор автомобиля ЗИС-6 был двухступенчатым, конически-цилиндрическим, с главной передачей гипоидного типа. Главная передача состояла из конической шестерни, установленной на ведущий вал, и ведущей шестерни, установленной на ведомый вал.
Вторая ступень редуктора была цилиндрической и состояла из двух прямозубых шестерен. Цилиндрическая шестерня, установленная на ведомом валу главной передачи, приводила в движение шестерню, жестко связанную с дифференциалом.
### Дифференциал
Дифференциал автомобиля ЗИС-6 был коническим, с четырьмя сателлитами и двумя полуосевыми шестернями. Его назначение заключалось в передаче крутящего момента от главного редуктора к ведущим колесам и в распределении его между ними.
При прямолинейном движении сателлиты дифференциала не вращались относительно своей оси, и крутящий момент равномерно распределялся между полуосевыми шестернями. При повороте автомобиля один из сателлитов проворачивался вокруг своей оси, уменьшая угловую скорость одной полуосевой шестерни и увеличивая угловую скорость другой полуосевой шестерни.
### Полуоси
Полуоси ЗИС-6 передавали крутящий момент от дифференциала к ведущим колесам. Они представляли собой стальные трубы, по концам которых были установлены шарниры.
Шарниры полуосей состояли из шлицевого соединения и подшипников, позволявших полуосям изменять свое положение относительно ведущей шестерни дифференциала.
### Ведущие колеса
Ведущие колеса автомобиля ЗИС-6 были литыми, с разъемным ободом. На ободах устанавливались пневматические шины. На задней оси автомобиля устанавливались четыре ведущих колеса, образующие две сдвоенные колесные пары.
**Особенности трансмиссии ЗИС-6:**
* Однодисковое сухое сцепление;
* Трехходовая механическая коробка передач с четырьмя передачами переднего хода и одной передачей заднего хода;
* Двухступенчатый главный редуктор с гипоидной главной передачей;
* Конический дифференциал с четырьмя сателлитами;
* Полуоси с шарнирами;
* Литые ведущие колеса с разъемным ободом.