## Работа ходовой части колесного трактора
### Назначение и классификация ходовой части
Ходовая часть колесного трактора служит для обеспечения устойчивости и маневренности машины, передачи тягового усилия на почву и защиты рабочих органов от повреждений. Она состоит из следующих основных элементов:
— переднего моста;
— заднего моста;
— колес;
— шин;
— элементов подвески.
По типу ходовой части колесные тракторы делятся на:
— гусеничные (с гусеницами вместо колес);
— полугусеничные (с гусеницами спереди и колесами сзади);
— колесные.
### Передний мост
Передний мост предназначен для передачи нагрузки от двигателя и рабочих органов на передние колеса, а также для поворота передних колес. Он состоит из следующих основных элементов:
— балки моста;
— поворотных кулаков;
— шкворней;
— подшипников;
— ступиц колес.
Балка моста является основной частью переднего моста и выполняется из стали или чугуна. Она имеет продольные балки, соединенные поперечным связующим элементом. На концах продольных балок имеются отверстия для поворотных кулаков и места крепления подвески.
Поворотные кулаки служат для поворота передних колес. Они устанавливаются на цапфах балки моста и имеют отверстия для шкворней.
Шкворни представляют собой цилиндрические валы, которые соединяют поворотные кулаки с балкой моста. Они обеспечивают вращение кулаков и передачу нагрузки от кулаков на балку.
Подшипники предназначены для снижения трения между шкворнями и балками моста. Они обычно выполняются из бронзы или чугуна.
Ступицы колес служат для крепления колес к переднему мосту. Они устанавливаются на концах поворотных кулаков и имеют отверстия для болтов крепления колес.
### Задний мост
Задний мост предназначен для передачи нагрузки от двигателя и рабочих органов на задние колеса, а также для реализации тягового усилия. Он состоит из следующих основных элементов:
— балки моста;
— дифференциала;
— полуосей;
— ступиц колес.
Балка заднего моста похожа по конструкции на балку переднего моста, но имеет большую длину и несколько более прочную конструкцию.
Дифференциал служит для распределения крутящего момента между полуосями и обеспечения возможности вращения колес с разными угловыми скоростями. Он обычно состоит из двух конических шестерен, которые установлены на оси дифференциала. Шестерни дифференциала находятся в зацеплении с шестернями полуосей.
Полуоси служат для передачи крутящего момента от дифференциала к колесам. Они представляют собой стальные валы, которые установлены в подшипниках балки моста.
Ступицы колес заднего моста похожи по конструкции на ступицы переднего моста, но обычно имеют больший диаметр и рассчитаны на передачу больших нагрузок.
### Колеса
Колеса предназначены для обеспечения контакта трактора с почвой. Они состоят из следующих основных элементов:
— диска;
— обода;
— шины.
Диск колеса представляет собой металлический диск, на который крепится обод колеса. Он выполняется из стали или алюминиевого сплава.
Обод колеса служит для установки шины. Он имеет определенный размер профиля и изготавливается из металла или композитного материала.
Шина является важным элементом колеса и обеспечивает сцепление трактора с почвой. Она состоит из резинового протектора, который крепится на каркасе шины. Каркас шины обычно изготавливается из нейлона или полиэстера.
### Подвеска
Подвеска служит для смягчения ударов и толчков, которые передаются на ходовую часть от неровностей почвы. Она состоит из следующих основных элементов:
— пружин;
— амортизаторов;
— рычагов;
— шарниров.
Пружины представляют собой упругие элементы, которые обеспечивают амортизацию ударов. Они изготавливаются из стали или композитного материала.
Амортизаторы служат для гашения колебаний пружин. Они обычно заполняются гидравлической жидкостью или газом.
Рычаги предназначены для передачи нагрузки от ходовой части на подвеску и раму трактора. Они обычно изготавливаются из стали или алюминиевого сплава.
Шарниры служат для соединения рычагов между собой и с другими элементами подвески. Они обеспечивают подвижность подвески и передачу нагрузки.
## Основные неисправности ходовой части колесного трактора
### Неисправности переднего моста
— Износ шкворней и подшипников;
— Люфты в соединениях;
— Повреждения балки моста;
— Повреждения поворотных кулаков.
### Неисправности заднего моста
— Износ дифференциала и полуосей;
— Поломка ступиц колес;
— Люфты в соединениях;
— Повреждения балки моста.
### Неисправности колес
— Износ резинового протектора шины;
— Повреждения обода колеса;
— Повреждения диска колеса;
— Разбалансировка колес.
### Неисправности подвески
— Износ пружин и амортизаторов;
— Люфты в шарнирах;
— Повреждения рычагов;
— Поломки элементов крепления.
## Диагностика и устранение неисправностей ходовой части колесного трактора
### Диагностика неисправностей
Диагностика неисправностей ходовой части колесного трактора обычно проводится визуальным осмотром и прослушиванием. При осмотре проверяют целостность элементов ходовой части, наличие люфтов и повреждений. При прослушивании обращают внимание на наличие стуков, скрипов и других посторонних шумов.
### Устранение неисправностей
Устранение неисправностей ходовой части колесного трактора заключается в замене или ремонте поврежденных элементов. При замене важно использовать оригинальные запасные части, которые соответствуют требованиям завода-изготовителя. Ремонт поврежденных элементов может быть проведен в специализированной мастерской.
### Профилактика неисправностей ходовой части колесного трактора
Для предотвращения неисправностей ходовой части колесного трактора необходимо соблюдать следующие рекомендации:
— Соблюдать режимы эксплуатации трактора;
— Проводить регулярное техническое обслуживание;
— Не перегружать трактор;
— Использовать трактор в соответствии с его назначением;
— Избегать резких ударов и толчков;
— Проводить своевременный ремонт поврежденных элементов.